Копыто лошади состоит из следующих частей: видного сбоку венечного кольца — верхней части, над которой начинается шерсть на ногах; стенки копыта и подошвы, касающейся земли. При виде снизу расположены мякиши пяток над пяткой, углы подошвы и стрелка, предотвращающие скольжение, подошва, стенка и белая линия, которая отчетливо видна у лошадей, чьи копыта только что расчистил кузнец. Белая линия равномерно идет вокруг нижней части стенки копыта. Именно в белую линию кузнец вбивает гвозди.
Крючок для чистки копыт,
жесткая щетка и кисть
Копыта лошади — это ее вторые глаза, и за ними нужно тщательно ухаживать: ежедневно мыть и очищать копытным крючком. С его помощью приводят в порядок подошвы копыт и бороздки стрелок как перед ездой, так и после нее от налипшей подстилки, земли, снега, камешков и т. д. Каждые 1,5 -2 месяца копыта расчищают более основательно, а при необходимости и подковывают. Поэтому неплохо иметь на конюшне ковочный инструмент: ковочные клещи, обсечку, копытный нож, рашпиль, шиповой ключ. При желании вы научитесь «колдовать» над копытами по всем правилам. Но на первых порах пользуйтесь для этого услугами опытных кузнецов-ковалей и перенимайте их мастерство.
Чистка копыта
Всегда вычищайте копыта специальным крючком до и после езды. Копыта чистят при помощи крючка, при этом особое внимание уделяют заворотным углам и средней бороздке стрелки, краям подошвы и подкове. Начните чистку с кончика клиновидной стрелки по направлению к тыльной части. Во время этой процедуры проверяйте, не наступила ли лошадь на что-нибудь острое. Если вы этого не заметите, то через несколько дней возможно серьезное заражение.
Ухоженное копыто
Во время чистки копыт всегда стойте сбоку от лошади и просите ее поднять ногу. Раз в неделю копытам необходима тщательная чистка. Для этого используйте жесткую щетку и воду, при этом старайтесь не касаться чувствительного венечного кольца. По окончании процедуры смажьте копыта специальным защитным маслом от пересыхания.
Ухаживать за копытами несложно. Надо удалять грязь и регулярно смазывать копыта смягчающими и противовоспалительными мазями. Если у вас нет специальных средств, то сухие и ломкие копыта полезно смазывать 1—2 раза в неделю смесями из несоленого сала и березового дегтя (в соотношении 2:1) или из вазелина и качественного глицерина, причем большая доля в пропорции отводится глицерину. Твердый копытный рог смягчайте накладыванием мокрой белой глины на подошвы копыт. Естественную влажность копыт поддерживайте ежедневным обмыванием их холодной водой из шланга или «шаганием» в неглубоких водоемах по 20—30 минут. А в конюшне лучшим для сохранения копыт и ног лошадей является глинобитный пол.
Подковы лошадей, на которых регулярно ездят по дороге, необходимо менять через каждые шесть-восемь недель. Подковы защищают подошву и зацепную стенку копыта, которые быстро бы изнашивались на шоссе. Только лошади, на которых никогда не ездят по твердой поверхности, могут обходиться без подков, но даже и им необходим регулярный осмотр кузнеца-коваля: их копыта не изнашиваются, но так как они без подков, то нуждаются время от времени в расчистке.
Изношенная подкова
Подковы и подковные гвозди, называемые ухналями, а также шипы для подков как отечественные, так и импортные можно приобрести в
Подковы всевозможных размеров
специализированных магазинах по продаже конского снаряжения. Некоторые умельцы средства для ковки делают сами.
Многообразие подков велико и по материалам, и по назначению. Различаются они и по форме. Стальные, алюминиевые, пластмассовые, а также летние и зимние, тяжелые и легкие, с шипами и гладкие, с дужками и без них, с «весом в лоб» или с утяжеленными ветвями, полуподковы и подковы-башмаки... Подковы нумеруются по величине. А чтобы подобрать их, делают три замера подошвы копыт: в ее самом широком месте, в пятке и по диагонали — от зацепной части к заворотному углу.
Многих рысаков, скакунов и спортивных лошадей, для смягчения ударов ног о грунт, а также при прямом плече, торцовости бабок и некоторых дефектах копыт, подковывают на так называемые «фильцы» — войлочные, кожаные, резиновые или пластмассовые прокладки, помещаемые между подошвой копыта подковой. В сухую погоду первые два вида фильцов не намокают, а в оттепель и при дождях могут разбухнуть. Тогда их середину вырезают между ветвями подков.
На подкове крепятся металлические шипы, которые улучшают сцепление со скользкой и мокрой поверхностью.
Чтобы подковать лошадь, требуются подковы, гвозди, специальные инструменты и опытный кузнец-коваль. Сначала кузнец вынимает гвозди и снимает старую подкову. Затем он обрезает копыто и подгоняет к нему новую подкову. Она нагревается, куется до необходимой формы и затем укрепляется на копыте шестью-восемью гвоздями. Гвозди нужно вбивать точно в белую линию. Если они пойдут глубже, то могут причинить лошади боль и, возможно, она будет хромать. Если же кузнец вобьет их недостаточно глубоко, они быстро вывалятся, и лошадь потеряет подкову. Гвозди должны выходить над подошвой примерно на 2,5 см. Эти концы откусываются кусачками и загибаются.